РУ БЕ EN

Безопасность в сети Интернет

Интернет – всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство.

  В 1984 году была разработана система доменных имён (DNS - Domain name system).  Доменное имя, согласно Инструкции о порядке регистрации доменных имён в пространстве иерархических имён национального сегмента сети Интернет, - это символьное (буквенно-цифровое) обозначение, сформированное в соответствии с международными правилами адресации сети Интернет, предназначенное для поименованного обращения к информационному ресурсу сети Интернет и соответствующее определённому сетевому адресу. То есть DNS (система доменных имён) предназначена для преобразования доменного имени в IP-адрес и наоборот.

Организация личной информационной среды в Интернет. Информационная безопасность, этика и право

Рубрика "Вопрос-ответ" на сайте оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь>>

Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. N 6/8 "Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет"


  На сегодняшний день общество обеспокоено наличием сети Интернет большого количества нежелательной информации (экстремизм, жестокость, пропаганда алкоголя и наркотиков, информация порнографического характера), которую дети, пользующиеся сетью Интернет, могут случайно увидеть. Специально для таких случаев компания "Белтелеком" разработала принципиально новую услугу под названием "Родительский контроль", работа которой осуществляется с применением фильтрации на базе международной системы FortiGuard, в которой содержится более 100 млн. вредоносных сайтов. Работа под защитой услуги "Родительский контроль" оградит взрослых и детей от всех негативных материалов, содержащихся в сети Интернет.


 

Теперь у детей и подростков есть возможность анонимно задавать вопросы по теме кибербезопасности и новейшим цифровым технологиям, на которые не могут ответить родители, напрямую экспертам — высококлассным специалистам в области информационной безопасности, юриспруденции, психологии. Связаться с экспертами можно через форму на сайте, по Viber-чату или по почте netkakids@yandex.by.

Онлайн-площадку netkakids.by для неформального общения детей и экспертов создала команда проекта «Интернет-безопасность детей Беларуси. Netka.by»


Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. N 6/8 "Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет"

Согласно п. 1.2 Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет, утвержденному постановлением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь 19.02.2015г. № 6/8 услуги по ограничению доступа к информации оказываются в соответствии с договором, заключенным между поставщиком интернет-услуг и пользователем интернет-услуг.

Оператор в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» обеспечивает всех своих Абонентов бесплатной возможностью ограничения доступа к сайтам (ресурсам в сети Интернет), содержащим информацию, содержание которой направлено на: осуществление экстремисткой деятельности; незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующий, ядовитых, токсичных веществ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; содействие незаконной миграции и торговле людьми; распространение порнографических материалов; пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Видеоматериал по безопасности в сети Интернет

https://youtu.be/qMETf2-C3fk

https://youtu.be/GIiPOX4OK40

https://youtu.be/2V5-XYl766Y

Безопасность в сети интернет

Безопасный Интернет для учащихся

https://drive.google.com/file/d/1l26GzWzeXiDQeOLBq2swSTFwcYSGXJkH/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/1vjvufCAzkTREMA6RtcRTa4RTAhr_riF-/view?usp=sharing

Как не стать жертвой фишинга, вишинга, интернет-мошенничества

Информационный материал по безопасности в сети Интернет

 
Как сделать интернет безопасным для ребенка? Как я могу изменить ситуацию?

Согласно отчету ЮНИСЕФ, каждый десятый школьник 5-7 классов и каждый пятый старшеклассник подвергались насилию со стороны тех, с кем они общались в интернете. Причем девочки испытывают кибербуллинг чаще мальчиков.

В то время как старшеклассники могут быть более подвержены кибербуллингу, чем дети младшего возраста, маленькие дети не защищены от опасного контента, запугивания или домогательств.

Кибербуллинг может причинить серьезный вред ребенку, как психологический, так и социальный. Посты и сообщения в Интернете распространяются очень быстро, охватывая широкую аудиторию, и, фактически, «следуют» за своими жертвами в течение всей жизни. Буллинг онлайн и в реальной жизни подпитывают друг друга, нанося все больший вред ребенку. Жертвы кибербуллинга становятся замкнутыми, необщительными, чаще пропускают школу, чем другие ученики. Они чаще получают плохие оценки, страдают от низкой самооценки и проблем со здоровьем. В экстремальных ситуациях травля в Интернете может привести к необратимым последствиям.

Кибербуллинг или издевательства в интернете часто сопровождаются отправкой угроз и издевательских сообщений на личную почту, в социальных сетях, в мессенжерах (Viber, Facebook, Telegram и др.), на различных форумах и в чатах.   

В отличие от физических или словесных унижений в реальной жизни, кибербуллинг сложнее распознать. Обидчик может распространить сообщение в чате, где его увидят и другие лица, а затем удалить его, сделав вид, что ничего не было. Тем не менее, вред уже нанесен.

Ребенок столкнулся с кибербуллингом, если:  

  • О нем распространяются слухи и ложная информация (видео, фото, сообщения в мессенджерах);
  • Ему пишут негативные сообщения, оскорбления или угрозы.

Не весь контент, который можно найти в интернете, подходит для детей и подростков. Это касается как и сайтов, так и фотографий, видео, книг, сообществ и даже рекламы. Такой контент зачастую помечается специальным рейтингом (16+, 18+, 21+).  

От чего следует оградить ребенка в интернете:

  • Избыточного насилия в фильмах, видео, играх;
  • Сексуально-откровенного содержания (порнография, нежелательные сексуальные материалы);
  • Рекламы сигарет и алкоголя;
  • Новостей и контента, которые ребенок не может понять в силу возраста (например, терроризм).

Секстинг - это пересылка фотографий, видео или сообщений интимного характера в чатах, мессенджерах. Опасность секстинга состоит в том, что интимные изображения ребенка могут быть использованы в преступных целях (изготовление детской порнографии, шантаж, домогательство).


Груминг - это склонение детей к сексуальным контактам через переписку в интернете. При груминге ребенку пишет взрослый человек, который пытается вступить с ним в дружбу либо иным образом заинтересовать ребенка на дальнейшее общение. По результатам такого общения у ребенка формируется доверительный контакт (дружба, влюбленность), который может подкрепляться финансовой помощью, подарками. Следующим этапом является склонение ребенка к реальной встрече для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия онлайн (с помощью веб-камеры).


Как сделать интернет безопасным для ребенка

  • Не запрещайте ребенку заводить социальные сети и не стремитесь контролировать его или ее общение онлайн. Вместо этого, поделитесь своими советами о том, как лучше вести себя в интернете и какие меры предосторожности следует принять.
  • Объясните важность защиты личной информации: как создать хороший пароль, как ограничить настройки приватности, о чем можно писать и о чем не стоит (например, домашний адрес, номер паспорта, пароли, пин-коды и др.).
  • Будьте в курсе последних трендов детей и подростков: что их интересует в интернете, где они сидят, что смотрят и обсуждают. Это поможет вам понять, какие риски могут ожидать вашего ребенка.
  • Если вы узнали о какой-то опасной активации в интернете (например, новом челлендже-флешмобе), поговорите с вашим ребенком и объясните ему ваши страхи. 

Как я могу изменить ситуацию?

  • Если вы столкнулись с неподобающим сайтом, видео, изображением или другим контентом, сообщите об этом. Большинство сайтов предлагает функцию “Пожаловаться” или “Сообщить о неподобающем содержании”.
  • Не распространяйте контент, который может навредить другим людям или обидеть их.
  • Будьте аккуратны и внимательны в социальных сетях и мессенджерах: не открывайте и не скачивайте файлы от незнакомых адресов, включайте двухфакторную аутентификацию, меняйте пароли раз в полгода.
  • Не обижайте других людей в интернете, даже в шутку. То, что может показаться смешным вам, может обидеть собеседника.
  • Делитесь советами с вашими друзьями, знакомыми, как обезопасить себя в интернете.

https://www.unicef.by/bezopasnyj-internet/

Кибербуллинг. Меня обижают в интернете

https://youtu.be/frWLJG9KIAQ

Краткая информация по соблюдению правил безопасности в сети Интернет

Соблюдение правил безопасности в сети Интернет

 
 
Рекомендации по обеспечению безопасности информации в локальных сетях, подключенных к сети Интернет

Государственные органы обязаны реализовать в собственных информационных системах и контролировать выполнение подчиненными организациями меры, позволяющие:

  • осуществлять предоставление доступа сотрудникам органа (организации) к сервисам сети Интернет (электронная почта, передача файлов, информационные ресурсы и др.) в соответствии с определенным в государственном органе порядком;
  • определить правила работы сотрудников с сервисами сети Интернет (электронная почта, передача файлов, доступ к информационным ресурсам, IP-телефонии, социальным сетям и  публичным системам мгновенных сообщений);
  • определить администраторов сети, их права и обязанности;
  • определить права и обязанности пользователей;
  • определить ответственность сотрудников и должностных лиц за обеспечение защиты информации;
  • обеспечить контроль использования сотрудниками в глобальных сетях: IP-телефонии, социальных сетей и публичных систем мгновенных сообщений;
  • определить порядок и перечень используемого программного обеспечения на средствах вычислительной техники сотрудников;
  • определить порядок применения средств защиты информации, установленных в локальной вычислительной сети;
  • определить необходимые мероприятия по разграничению доступа к средствам защиты информации и обработки информации;
  • определить регламент смены атрибутов безопасности (паролей) пользователей;
  • определить порядок действий при возникновении нештатной ситуации (сбои, повреждения и отказы) с информационными ресурсами;
  • определить регламенты резервирования и уничтожения информации;
  • определить порядок контроля, учета использования ресурсов сети Интернет пользователями, формирования и предоставления руководству организации отчетных документов.

С использованием технических, программно-аппаратных и программных средств:

  • обеспечить межсетевое экранирование с использованием собственных возможностей и (или) возможностей уполномоченных поставщиков интернет-услуг;
  • обеспечить идентификацию абонентских устройств в локальной сети;
  • обеспечить блокирование неконтролируемого обмена информацией между рабочими местами пользователей в локальной сети;
  • исключить использование на рабочих местах в локальной сети постороннего программного обеспечения, ресурсов сети Интернет, предназначенных для сокрытия действий пользователя;
  • исключить подключение рабочего места в локальной сети к сетям связи общего пользования через другие каналы доступа (сотовый телефон, модем);
  • обеспечить синхронизацию системного времени от единого (общего) источника (в качестве источника использовать службу единого времени Белорусского государственного института метрологии);
  • осуществлять сбор и хранение данных авторизации и статистики использования сети Интернет пользователями в течение 1 года;
  • обеспечить возможность анализа использования сети Интернет пользователями (с использованием собственных возможностей или поставщиков интернет-услуг);
  • применять криптографические протоколы для защиты данных авторизации при работе с сервисами сети Интернет.
     

Рекомендации по обеспечению безопасности информации интернет-ресурсов государственных органов

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" уполномоченные поставщики интернет-услуг при оказании интернет-услуг обеспечивают защиту информации государственных органов и организаций, использующих в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты.

Требования по обеспечению защиты информации утверждены приказом начальника Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. № 60 "Об утверждении Положения о порядке определения поставщиков интернет-услуг, уполномоченных оказывать интернет-услуги государственным органам и организациям, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты".

В этой связи для минимизации затрат по хостингу сайта целесообразно на начальном этапе выбрать поставщика интернет-услуг и осуществлять в тесном взаимодействии с ним создание системы защиты, включая вопросы формирования задания по безопасности и проведения аттестации.

Для использования функций по обеспечению защиты информации системы управления сайтом (далее – СУС) в государственных информационных системах необходимо проведение ее оценки. Оценка СУС по требованиям безопасности должна проводиться путем сертификации на соответствие требованиям Технического регламента Республики Беларусь "Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность" (ТР 2013/027/BY).

Ответственное поведение педагога в сети Интернет

 

 

 

 
поделиться в:

Интернет-ресурсы: