РУ БЕ EN

Инновационная деятельность

Нормативные правовые документы, регулирующие экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования

Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14 января 2022 г. № 154-З (статья 89)
 
Статья 89. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования направлена на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных и инновационных проектов.
  2. Экспериментальная деятельность в сфере образования представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.
  3. Инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований.
  4. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, порядок организации и проведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования определяются Министерством образования, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
  5. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в соответствии с актами законодательства.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 23 августа 2022 г. № 276 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.09.2022, 8/38644) перейти

Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 «О перечне типовых документов» (с изменениями и дополнениями) (пп.752, 753)

  1. Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (отчеты, обоснования, заявки и др.) – 5 лет
  2. Сведения о работе учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования – 3 года

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2022 № 450 «О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Министерства образования»

п. 275. Документы об экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (отчеты, обоснования, заявки и др.) - 5 лет ЭПК (в организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов); 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов)

п. 276. Сведения о работе учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования – постоянно (в организациях, являющихся источниками комплектования государственных архивов); 3 года (в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных архивов)

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03 июня 2019 г. № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (с изменениями и дополнениями)

Приложение 31 к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71

ИНСТРУКЦИЯ о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования

3. Надбавки устанавливаются:

3.1. за характер труда педагогическим работникам (за исключением руководителей бюджетных организаций сферы образования и их заместителей) за выполнение отдельных видов работ

за участие в экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, проводимой в соответствии со статьей 89 Кодекса Республики Беларусь об образовании, в том числе руководство и консультирование экспериментальных и инновационных проектов;

 
Рекомендации, разъяснения организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования
Рекомендации НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь по организации экспериментальной деятельности в учреждениях образования перейти
Порядок осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь (утвержден на заседании экспертного совета Академии последипломного образования (протокол № 1 от 20.03.2012)) скачать(.doc)

Рекомендации по организационно-методическому обеспечению инновационной деятельности:

руководителю УО;
заместителю директора УО;
педагогу - участнику ИД;
педагогу-психологу;
консультанту ИП

Документы, необходимые для организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждении образования

Организация экспериментальной деятельности в учреждении образования

Образцы оформления

  • заявки учреждения образования на участие в экспериментальной деятельности скачать(.doc) 
  • обобщенной заявки района на организацию экспериментальной деятельности скачать 
Рекомендации
  • по организации экспериментальной деятельности в сфере образования открыть(.pdf)
  • по организации экспериментальной деятельности в учреждении образования скачать(.doc)
  • по разработке экспериментального проекта скачать(.doc)
  • по составлению календарного плана экспериментальной деятельности в учреждении образования скачать(.doc)
  • по ведению дневника экспериментальной деятельности скачать(.doc)
  • по составлению отчета (справки) о результатах экспериментальной деятельности скачать(.doc)
  • по составлению «Методических рекомендаций по использованию в массовой образовательной практике результатов экспериментальной деятельности» скачать(.doc)

Организация инновационной деятельности в учреждении образования

Образцы оформления

  • заявки учреждения образования на участие в инновационной деятельности скачать
  • заявки учреждения образования на продолжение инновационной деятельности скачать
  • обобщенной заявки района на участие в инновационной деятельности скачать
  • Рекомендации
  • по оформлению инновационного проекта скачать
  • по оформлению справки о результатах реализации экспериментального (инновационного) проекта скачать 
  • по ведению дневника экспериментальной (инновационной) деятельности скачать
  • по оформлению методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность в сфере образования в 2024/2025 учебном году

№ п/п

Учреждения образования, на базе которых осуществляется инновационная деятельность

Наименование инновационных проектов (сроки реализации)

1.       

ГУО «Сопоцкинская средняя школа»

Внедрение модели развития компетентности педагогов в формировании национальной идентичности учащихся (2022-2025)

2.       

ГУО «Лойковская средняя школа»

Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся (2022-2025)

3.       

ГУО «Средняя школа №1 г.Скиделя имени В.Г.Пешко»

Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников (2021-2024)

4.       

ГУО «Ратичская средняя школа»

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования (2021-2024)

5.       

ГУО «Гожская средняя школа»

Внедрение модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий на основе традиционных ценностей белорусского народа (2021-2024)

6.       

ГУО «Коптевская средняя школа»

7.       

ГУО «Луцковлянская средняя школа»

8.       

ГУО «Средняя школа №2 г.Скиделя»

9.       

ГУО «Путришковская средняя школа имени Ф.Л.Крайника»

10.  

ГУО «Средняя школа № 3 г.Скидель имени Е.М.Шевченко»

«Апробация учебной программы и учебного пособия «История Беларуси в контексте всемирной истории» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования» (2023-2024)

11.  

ГУО «Средняя школа № 3 г.Скидель  имени Е.М.Шевченко»

Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города) (2020-2024)

12.  

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 1 г.Скиделя имени В.Г.Пешко»

Внедрение модели формирования готовности педагога к управленческой деятельности в учреждении образования (2024-2027)

13.  

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г.Скиделя»

14.  

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Скиделя имени Е.М.Шевченко»

15.  

Государственное учреждение образования «Вертелишковская средняя школа»

16.  

Государственное учреждение образования «Гожская средняя школа»

17.  

Государственное учреждение образования «Индурская средняя школа»

18.  

Государственное учреждение образования «Квасовская средняя школа»

19.  

Государственное учреждение образования «Коптевская средняя школа»

20.  

Государственное учреждение образования «Лойковская средняя школа»

21.  

Государственное учреждение образования «Луцковлянская средняя школа»

22.  

Государственное учреждение образования «Озерская средняя школа»

23.  

Государственное учреждение образования «Обуховская средняя школа имени И.П.Сенько»

24.  

Государственное учреждение образования «Путришковская средняя школа имени Ф.Л.Крайника»

25.  

Государственное учреждение образования «Поречская средняя школа»

26.  

Государственное учреждение образования «Ратичская средняя школа»

27.  

Государственное учреждение образования «Свислочская средняя школа»

28.  

Государственное учреждение образования «Сопоцкинская средняя школа»

29.  

Государственное учреждение «Гродненский районный учебно-методический кабинет»

30.  

Государственное учреждение образования «Гожская средняя школа»

Внедрение модели технологичного формирования    метапредметной   компетентности  учащихся II ступени общего среднего образования (2024-2029)

В помощь педагогам учреждений образования, участвующих в реализации экспериментальных и инновационных проектов

Выбор инновационной идеи

Для инновационной деятельности правильный выбор идеи имеет принципиальное значение и фактически является залогом её будущего успеха или неудачи.

Активный поиск инновационной идеи предполагает постоянное наблюдение и анализ всех происходящих процессов как внутри учреждения образования, так и в окружающем социуме, исследование образовательных запросов, обучение сотрудников для формирования новой образовательной практики. Лучшую идею находит, прежде всего, тот, кто постоянно думает, у кого есть ясное понимание существующих проблем, кто целенаправленно развивает у себя творческое мышление и ищет нестандартные решения. открыть(.pdf)

Мониторинг педагогических нововведений

Новое может вызвать к себе отрицательное отношение педагогов, родителей, обучающихся. Введённая инновация может «не вписаться», не прижиться в сложившейся системе работы. Отслеживать изменения призван мониторинг педагогических нововведений. Собранная, обработанная и проанализированная информация позволит вовремя вскрыть нежелательное развитие педагогических ситуаций и тем самым предупредить или минимизировать возникающие факторы риска. Спрогнозированные события менее опасны, чем те, которые заранее не просчитаны. открыть(.pdf)
 
Советуем прочитать
 
1. Бабанский, Ю. К. Внедрение результатов педагогических исследований в практику / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
2. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент / Ю. К. Бабанский // Введение в научное исследование по педагогике. / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М., 1982. открыть весь перечень(.pdf)
 

Задачник «экспериментальная и инновационная деятельность»

(тесты, кроссворды, викторины)

Тест «Экспериментальная и инновационная деятельность: основные термины и их определения» перейти
Кроссворд «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти
Задание на классификацию «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти
Тест «Осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования» перейти
Игра на нахождение соответствующих пар «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти
Игра-паззл «Экспериментальная и инновационная деятельность» перейти

 

Приказ от 06.09.2023 № 184 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году» скачать(.pdf)

Перечень учреждений образования Гродненской области, результаты реализации экспериментальных и инновационных проектов которых признаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования и ГУО «Академия последипломного образования» наиболее успешными в 2023 году и рекомендованы к широкому использованию в сфере образования открыть

Распространение инновационных моделей в массовой образовательной практике

Перечень утвержденных Министерством образования Республики Беларусь методических рекомендаций по распространению инноваций перейти

Авторская программа воспитания учащихся средствами музейной педагогики 

Модель психолого-педагогического сопровождения становления личности гимназиста 

Модель формирования индивидуальной учебной деятельности учащихся 1-6 классов 

Модель эвристического обучения в образовательном процессе современной гимназии 

Модель формирования компетенций личности в образовательном процессе учреждения внешкольного воспитания и обучения 

Модель личностного развития учащихся на III ступени общего среднего образования 

поделиться в:

Интернет-ресурсы: