РУ БЕ EN

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

16.10.2024
В Гродненском районе на базе ГУО "Средняя школа № 1 г.Скиделя имени В.Г.Пешко" прошло заседание Ассоциации руководителей учреждений общего среднего образования Гродненской области.
Цель мероприятия - повышение профессиональных компетенций руководителей УОСО по использованию эффективных форм и методов профессионального самоопределения обучающихся.

В первый день, 15 октября, руководители познакомились с современными методами профориентации и самоопределения обучающихся, направлениями и спецификой деятельности Центра профориентационного консультирования, Гродненского областного института развития образования, посетили центр компетенций УО «Гродненский государственный колледж строительных технологий».

Во второй день, 16 октября, систему работы учреждений общего среднего образования  Гродненского района по профориентационной работе презентовали ГУО "Средняя школа № 1 г.Скиделя им.В.Г.Пешко (директор Козлова Т.Н.), ГУО "Путришковская средняя школа им. Ф.Л.Крайника" (директор Разумневич Г.И.), ГУО "Ратичская средняя школа" (директор Купраш Н.И.). Важность сотрудничества и механизм организации взаимодействия учреждений общего среднего и среднего специального образования в процессе профессиональной ориентации обучающихся показал директор УО "Скидельский государственный колледж" Литвин С.И.

В средней школе № 1г. Скиделя имени В.Г. Пешко беседы о профессиях организуют уже в начальной школе. Как это делается, опытом с участниками форума поделилась учитель начальных классов Ольга Пугач. О формировании профессионального самоопределения учащихся через использование интерактивных форм работы во внеурочной деятельности рассказала учитель русского языка и литературы этого же учреждения образования Ольга Царева, а ее коллега Наталья Черкес акцентировала внимание на деятельности клуба «Твой формат» как эффективной форме профориентации учащихся. Кроме того, учитель технического труда Людмила Оленич подчеркнула, что в подготовке будущих инженеров важную роль играет в том числе участие в олимпиадном движении по трудовому обучению.

Из первых уст

Нынешний форум Ассоциации руководителей учреждений общего среднего образования примечателен тем, что его участникам предоставили возможность увидеть актуальные предложения учреждений профессионально-технического и среднего специального образования области. Собравшиеся смогли ознакомиться с опытом работы центра компетенций сварочных технологий и санитарно-технических работ Гродненского государственного колледжа строительных технологий, а также со спецификой деятельности центра профориентационного консультирования Гродненского областного института развития образования.

— С 2018 года наш центр эффективно работает на базе ГрОИРО. Только в прошлом году комплексную и развернутую консультацию мы предложили более чем 50 выпускникам. Это не только учащиеся из Гродно. Приезжали за помощью вместе с родителями школьники из района. Были случаи, когда такие консультации давали и жителям столицы, — отметила старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образования факультета профессиональной самореализации ГрОИРО Ольга Власенкова.

Участники встречи получили полное представление о том, в каких случаях учащемуся будет наиболее полезна такая консультация, как на нее попасть и что она собой представляет.

— Индивидуальная работа со школьником, как правило, занимает более двух часов. Развернутый ответ о возможных профессиональных направлениях строим на основе различных методик диагностики. Причем процедура выстроена не только на основе стандартного классического инструментария. Мы разработали модификацию классической типологии Юнга под профессионограмму современности, — добавила О. Власенкова.

Интересный опыт

Среди участников форума — директор Лидской СШ № 6 имени Н.Б. Куконенко Ирина Трембач. Опыт этого учреждения — один из показательных примеров качественной профессиональной ориентации школьников. Уже 27 лет здесь действуют военно-патриотические классы. И одна из задач руководства — поиск новых форм работы с детьми.

— Между нашим учреждением образования и Военной академией Республики Беларусь еще в 1997 году был заключен договор. И тогда же в школе создали военно-патриотические классы. На данный момент больше 200 выпускников нашего учреждения образования стали работниками военной сферы. Но это для нас не самоцель. Главное — воспитать патриотов и профессионалов в той сфере деятельности, которую они выбрали. Сегодня с этой задачей мы справляемся уже хотя бы потому, что 100 % наших учащихся продолжают обучение в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, — поделилась И. Трембач.

Директор Жирмунской средней школы Вороновского района Сергей Корда обратил внимание, что задача педагога любой школы — целенаправленная профориентационная работа с восьми- и девятиклассниками. И здесь ключевая роль принадлежит классному руководителю.

— Выбор в пользу перехода в десятый класс должен быть осознанным. К этому времени школьнику необходимо хорошо представлять возможные пути профессионального становления, — добавил С. Корда.

Участники Ассоциации наметили основные пути, способствующие взаимодействию, согласованности в работе всех участников образовательного процесса по вопросам развития у учащихся способностей к профессиональному и личностному самоопределению; повысили профессиональные компетенции по использованию эффективных форм и методов профессионального самоопределения обучающихся.

Фотогалерея:

поделиться в: