ИЗ УСТ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
В преддверии профессионального праздника - Дня Учителя, активисты школьного самоуправления учреждений образования Гродненского района решили взять интервью у молодых специалистов района. К интервью готовились долго и тщательно...И вот что получилось!
СОРОКО КАРИНА ОЛЕГОВНА, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГУО "Озерская средняя школа"
Когда и как Вы поняли, что хотите быть педагогом?
Что бы стать педагогом мало одного желания, должно быть призвание. В детстве я часто играла в школу, кроме этого, моя мама - педагог. Думаю, это предопределило мой выбор профессии. Также на мой профессиональный выбор повлияли и педагоги моей школы, в которой я училась.
Для молодого специалиста очень важно, чтобы его хорошо приняли на новом месте работы, оказали помощь, ведь начинать свой трудовой путь всегда непросто. Как Вы считаете?
Меня приняли отлично. На первом же педагогическом совете представили коллективу. И я вскоре увидела, что какой-то настороженности как к молодому специалисту нет. Наоборот, все стремятся мне помочь и советом, и, конечно же, делом.
Но все равно молодым специалистом быть сложно. В университете, конечно, нам дали много теории, была и практика. Это достаточно интересно, но в действительности многие вещи воспринимаешь по-другому, ведь теперь тебе приходится работать каждый день, на практике применять то, чему научился в вузе. А это порой бывает сложно. Но, думаю, я справляюсь.
Конечно, мне страшно допустить какую-то ошибку. Но не стоит этого бояться, ведь именно на ошибках мы учимся. А чтобы их все-таки было меньше, нужно активно взаимодействовать с администрацией учреждения образования, педагогами школы.
Вы работаете только первый год, но уже, я думаю, можете поделиться с нами своими впечатлениями о работе. Что вас привлекает в деятельности педагога-психолога, ведь работа эта совсем нелёгкая?
Я пришла в школу 16 августа. Волнительно ждала 1 сентября. В этот день школа ожила. Коллеги помогли мне наладить мою работу.
Наверное, в своей работе меня, как и других педагогов, привлекает общение с детьми. И если у учителя главная задача – дать ребенку какие-то знания, проследить, чтобы он усвоил материал, у педагога-психолога цель немного другая. Во-первых, я должна рассмотреть ребенка, которому сложно, который напуган, отвергнут коллективом, испытывает какие-то трудности дома. Должна быть очень внимательна, реагировать на каждый сигнал. Во-вторых, с такими детьми нужно работать. Душевная беседа, всевозможные тренинги, анкеты, задания, общение с родителями – методов очень много.
На ваш взгляд, профессия психолога-это профессия, на которую можно выучиться, неважно какой человек по характеру, или это все-таки некий талант, желание общаться и понимать человека?
Я думаю здесь надо разделить всю психологию на практическую и научную. Для того, чтобы работать в научной среде и заниматься исследованиями психологических феноменов, наверное, не важно, есть ли у вас какая-то предрасположенность к общению с людьми, скорее важно насколько вы любознательны и хотите этим заниматься . Если мы говорим про практическую психологию, про консультационную работу, то, не смотря на то, что на психолога можно выучиться, должна быть внутренняя предрасположенность к этому. В какой-то степени это заложенное с детства желание общаться, понимать человека и помогать ему, потому что в университете нас учат эти способности реализовывать на практике.
Одни говорят, что в профессии педагога главное – призвание. Другие уверены, что без качественного образования стать достойным учителем невозможно. А как думаете вы?
Без призвания человек, получивший педагогическое образование, отработает положенный срок и уйдет из школы домой. Должна лежать душа к выбранной профессии. Но в тоже время без азов мастерства, без теории вряд ли у человека что-то получится на практике.
Вы сделали правильный выбор? Не планируете менять сферу деятельности после того, как отработаете два года?
Уверена, что и потом буду работать здесь. Мне нравится моя работа, нравится коллектив, ребята, с которыми приходится общаться. Думаю, что останусь в одной из лучших школ района и после отработки.
Чего бы вы хотели добиться в своей сфере?
Скорее всего, я бы хотела добиться какого-то признания со стороны других специалистов, признания именно меня как специалиста. Я считаю, я нашла идеальную работу своей мечты–она достаточно насыщена и разнообразна.
Что бы пожелали тем студентам, у которых первое место распределения еще впереди, которые вот-вот окончат свой вуз и придут на работу?
Я уверена в том, что их первое место работы оправдает их ожидания. Обращаться за помощью к более опытным коллегам. Ошибка – это не критично, ее всегда можно исправить. Лучше исправить то, что не получилось и снова идти вперед. Также хочу пожелать удачи, реализации задуманных планов. И, конечно, же, крепкого здоровья!
ДОСТА ДИАНА ДМИТРИЕВНА, учитель обслуживающего труда ГУО «Озёрская средняя школа»
Диана Дмитриевна, расскажите немного о себе.
Я закончила Милевичскую школу в 2017 году. Поступила в Волковысский педагогический колледж на специальность «Обслуживающий труд и изобразительное искусство». Закончив колледж, была распределена в Озёрскую среднюю школу на должность учителя обслуживающего труда. Увлекаюсь рисованием, фотографией, люблю читать.
Быть учителем – огромная ответственность, с Вас берут пример наши школьники. Что значит для Вас быть учителем?
Быть учителем для меня – важно и почётно. Я с удовольствием веду уроки, общаюсь с детьми, стремлюсь передать им свои знания. Считаю, что у меня уже сложились хорошие отношения с детьми, но все это не мешает мне быть строгим и требовательным педагогом.
Легко ли быть молодым педагогом?
Очень легко, когда рядом с тобой – опытные, отзывчивые коллеги, которые подскажут, направят и посоветуют. Мне очень повезло начать свой профессиональный путь именно в стенах Озёрской школы, где я нахожу необходимую помощь и поддержку.
Что, на Ваш взгляд, главное в работе учителя?
Я считаю, что любовь к детям. Несмотря на сложности, в каждом ребенке нужно видеть личность, творческое начало, уметь организовать и занять их. Качества настоящего профессионала - целеустремленность, тактичность, сопереживание, терпеливость.
Что бы пожелали тем студентам, у которых первое место распределения еще впереди, которые вот-вот окончат свой вуз и придут на работу?
Это так волнительно и немножко страшно - переступить порог нового учреждения в первый раз! Поэтому молодым специалистам я желаю не терять бодрости духа, быть оптимистом, идти вперёд к намеченной цели и никогда не унывать!
ТИМОШКО ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА, учитель начальных классов ГУО "Индурская средняя школа"
«Почему я выбрала профессию учителя начальных классов»
Профессия учителя была и остается самой почетной, но в то же время одной из самых тяжелых.
Учитель - это не просто высокообразованный человек, а прежде всего тот, кто умеет передать свои знания другим, объяснить непонятное, найти ключ к способностям каждого ученика.
Профессия Учитель для меня – это «детская» мечта. Примером стала моя первая учительница, Оксана Ивановна. Вспоминаю её требовательный, но ласковый голос, чуткое отношение к своим ученикам. Я решила, что стану учителем начальных классов и буду похожа на свою первую учительницу.
Мне не хотелось учить старших детей, а хотелось самых маленьких, научить тому, чему научила меня моя учительница. Я запомню навсегда тот момент, когда на линейках меня награждали за отличную учебу, а когда я перешла в среднюю школу, вот тогда я поняла, что именно начальная школа является фундаментом в жизни каждого человека. Именно здесь мы получаем опыт общения в коллективе, учимся познавать окружающий мир, раскрываем свои способности, развиваем свой творческий потенциал, реализуемся как личность и становимся достойными гражданами своей страны.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а, значит, все жители этой страны в ответе за будущее. Поэтому в этой стране живут только стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.
С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на уроках сидит будущее страны. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других, стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.
Быть учителем начальных классов очень ответственно. Каждый ребенок в классе должен понять изучаемый материал. А дети все разные, поэтому учителю следует быть внимательным к каждому. Он должен найти подход ко всем, заинтересовать их, показать важность предметов и полезность в жизни учеников. При этом учитель обязан с уважением относиться к индивидуальности ученика, не унижать его, даже ставя двойку. Такого учителя любят ученики, внимательно слушают и с интересом выполняют задания.
Мы, молодые педагоги, должны учить наших детей мыслить, а не просто запоминать, учить самостоятельно добывать знания, учить учиться. Создавать на уроках обстановку доброжелательности и уважения, поддерживать у детей радость познания, позволять раскрыться нашим способностям. Учитель должен растить личность и талант, ведь талант начинается с любви к своему делу.
Да, у меня особая профессия. Я – первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой, непонятный взрослый мир. И поэтому всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям.
Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время всех выслушать и понять. И у них, таких маленьких, я тоже многому учусь. Каждый день в школе не похож на другой.
Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.
Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня любимая профессия…. И завтра я снова иду в любимую школу…
ЧУБРИК ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА, учитель ГУО «Луцковлянская средняя школа»
-Дарья Сергеевна, представьтесь, пожалуйста. Почему Вы выбрали профессию учителя?
- Я, Чубрик Дарья Сергеевна, в 2018 году закончила СШ №5 г.Мосты. После окончания школы поступила в ГУО «Гродненский гуманитарный колледж» на специальность «Музыкальное образование». В этом учебном году по распределению направлена на работу музыкальным руководителем в ГУО «Луцковлянская средняя школа»
Еще в детстве я поняла, что хочу быть музыкантом, поэтому родители привели меня учиться в детскую музыкальную школу.
Когда пришло время определиться с профессией, я, недолго думая, выбрала профессию учителя музыки. Мне всегда хотелось научить детей красиво петь, передать им свой профессиональный опыт, помочь ребятам развивать творческие способности. Я уверена, что именно профессия педагога идеально подходит для осуществления моей мечты.
- Дарья Сергеевна, как Вы считаете, легко ли быть молодым педагогом в современной школе?
- Я думаю, что в любой профессии первое время достаточно трудно. Всё приходится начинать с чистого листа. Но, переступив порог школы, я поняла, что рядом со мной находятся профессионалы своего дела, педагоги, которые мне помогут, подскажут, протянут руку помощи. Находясь рядом с ними, чувствуешь себя комфортно и уверенно.
- С какими трудностями Вы столкнулись?
- Прежде всего - отсутствие опыта работы по ведению школьной документации.
Школа-это маленькое государство, в котором есть свои законы, традиции и правила. Мне хочется идти в ногу со временем.
Я являюсь не только музыкальным руководителем, но ещё веду занятия объединения по интересам «Музыкальная капель». Очень хочется завоевать авторитет у детей и родителей, не подвести администрацию школы.
-Как Вы думаете, в профессии педагога главное - призвание или качественное образование?
- Я считаю, что оба фактора важны. Если у человека есть прекрасное педагогическое образование, но при этом ему не нравится преподавать, если человек не вкладывает душу в свою работу, не любит её всем сердцем, то, думаю, что такой человек долго не продержится в этой профессии, поменяет вид своей деятельности. Уроки такого педагога будут скучными и неинтересными. Призвание очень важно, образование тоже.
НЕУСЫПОВ НИКИТА ФЕДОРОВИЧ, педагогог-психолог ГУО «Вертелишковская СШ»
- Когда и как Вы поняли, что хотите быть педагогом?
- Я довольно поздно осознал, что я хотел бы попробовать себя в роли педагога. Если бы не школьная традиция, когда на День учителя ученики могут попробовать себя в роли учителя, я бы и не понял, что я это могу и это мне нравится. Плюс ко всему, уже на то время я понимал, что я обладаю основными качествами достойного педагога. И, наконец, я осознал, что это нужное, полезное для общества дело. Взвесив все свои «хочу», «могу» и «надо», я пришёл к тому, что стал педагогом.
- Есть ли у Вас какие-нибудь свои «рецепты» преподавания?
- В ГрГУ им. Я. Купалы наши преподаватели пользовались особой формой обучения, что позволило нам сформировать своё представление о деятельности, показав нам множество подходов к нашей деятельности.
Стоит упомянуть, что очень многое зависит от того, как вы подаёте себя ученикам. Важным в деятельности педагога являются доверие и взаимопонимание, наличие которых позволит вам вести эффективную работу с учеником.
- Как Вы считаете, какими качествами должен сегодня обладать современный педагог?
- Современный педагог должен быть честным и справедливым, уметь слушать и слышать учеников, иметь высокую стрессоустойчивость. Понимать своих учеников также является крайне важным для педагога. Педагог должен уметь понятно и правильно подать материал своим ученикам. Естественно, педагог должен любить детей.
- А какими должны быть учащиеся?
- На мой взгляд, учащиеся должны быть ответственными, дисциплинированными, уметь слушать своего учителя. Такими учащимися сразу не становятся, это довольно долгий процесс.
- С чем Вы столкнулись, начиная трудовую деятельность?
- Обычно до того, как начинаешь работать, вопросов насчёт деятельности нет. Как только ты приступаешь к работе, появляется очень и очень много вопросов, каких-то тонкостей. Столкновение с тем, чего ты ранее не видел, очень сбивает.
- Как долго продолжалась Ваша адаптация на новом месте работы?
- Новое место работы – это всегда сложно. Лично у меня период адаптации проходит довольно долго, потому что всегда есть моменты, какие-либо особенности школы, к которым ты, как часть коллектива, должен приспособиться.
- Необходимо ли, с Вашей точки зрения, закрепление наставника за молодым специалистом?
- Для молодого специалиста наличие наставника крайне важно. Всегда найдутся моменты, которые будут не понятны новичку. Именно в таких ситуациях наставник может оказать неоценимую поддержку.
- Какие задачи ставите себе в педагогической деятельности?
- Помочь учащимся поставить и исполнить свои жизненные цели, помочь им в саморазвитии, помочь им в подготовке к их взрослой жизни.
- Не жалеете ли Вы, что выбрали профессию педагога?
- Нет.
- Планируете ли Вы, в дальнейшем работать в своем учреждении?
- Да.
МИЛЕЙША ДАРЬЯ АРКАДЬЕВНА, учитель начальных классов ГУО "Средняя школа №3 г.Скиделя".
Педагог – человек, играющий ключевую роль в развитии и воспитании детей. Он многое может, многое умеет: настоящий педагог не унижает учеников, задаёт интересные вопросы и умеет выслушать, он создаёт вокруг себя такой мир, в котором он выглядит уместно и в котором ему и его ученикам комфортно расти и развиваться
И именно эту профессию выбрала я – Милейша Дарья Аркадьевна. Я являюсь учителем начальных классов ГУО «Средняя школа №3 г. Скидель». Мой старт в роли учителя произошёл год назад, когда 1 сентября 2020 года ко мне в кабинет зашли дети – 14 малышей, которых нужно многому научить. Они все очень разные. Очень сложно найти подход к каждому. Но за год мы стали одной командой. Мы вместе справляемся с трудностями и радуемся достижениям.
Мне как человеку творческому очень приятно искать и находить в детях яркое, неординарное, вдохновлять их, поддерживать и направлять. Ведь если этого не делать, то ребёнок может так никогда и не попробовать взять в руки кисть и краски и нарисовать что-то особенное, взять в руки ручку и попробовать написать стихотворение... А вдруг из-за этого мир никогда не увидит шедевры талантливого художника? А если мир лишится чудесного романа или поэмы? Именно поэтому так важно быть учителем не «для галочки», а по зову сердца.
Я могу с уверенностью сказать, что я люблю своё дело, что мы с детьми «на одной волне», а школа – это мой второй дом. И такому отношению к профессии я обязана своим учителям. Эти мудрые люди с самого детства окружали меня и других учащихся теплом, заботой и вниманием. И, глядя на них, я решила, что когда-то и я буду стоять у доски в роли учителя. И особенно приятно было вернуться в свою родную школу, но уже не в роли ученицы, а в роли педагога.
Я с глубоким уважением смотрю на своих коллег, влюблённых в профессию. За плечами у них огромный педагогический опыт, а я делаю свои первые шаги вперёд.
У каждого из нас свой путь к профессионализму. И я буду продолжать идти вперёд вместе со своими детьми, чтобы когда-нибудь поделиться бесценным опытом с молодыми учителями.
Мы в соцсетях: